Почему я за Тильзит

Дискуссия о том, нужно ли переименовывать Советск в Тильзит или оставить прежнее название, не прекращается уже многие годы. Подобная живучесть спора объясняется не только неопределённостью в самоидентификации жителей, но и разными взглядами на вектор развития муниципалитета. Одна сторона воспринимает название «Советск» как что-то своё, советско-российское, другая ратует за возращение городу довоенного имени «Тильзит» как более древнего, известного и перспективного. Своеобразную двойственность в восприятие городского имиджа вносит отсутствие логической связи между советским названием и исторической символикой Тильзита. В 2011 г. депутаты Советска, руководствуясь рекомендациями Геральдического совета при Президенте РФ, вернули городу немецкий герб с элементами родовой геральдики Гогенцоллернов, а также прусский красно-бело-зелёный флаг.

Оба названия – и Советск, и Тильзит — имеют большое символическое значение. Оба являются отражением определённой эпохи с ее ценностями и укладом жизни. Первое напрямую ассоциируется с советским временем, второе – с более длительным периодом развития города в составе Восточной Пруссии. Советский Союз давно канул в лету. Его социально-экономическое и политическое устройство показало полную несостоятельность. Промышленные предприятия, созданные в советское время, и когда-то являвшиеся основой экономической жизни города, давно закрылись. Эта же участь постигла некоторые социальные учреждения – школы, училища, больницы. Всё, что осталось, это – уродливые блочные коробки и разбитые дворы. Ментальное наследие Советского Союза – отсутствие личной инициативы, иждивенчество, бесхозяйственность, приоритет государства перед личностью – всё еще тормозит развитие страны. Слово «Советск» уже в силу своего происхождения является символическим выразителем этого наследия. Сохраняя это название, мы на подсознательном уровне одобряем, если не консервируем, те устои, качества, отношения, которые объединяются объёмным определением «Совок».

Тильзит также выразитель давно ушедшей эпохи. Но он обладает рядом преимуществ, которые придают ему совершенно иной символический смысл. Прежде всего, это история, сделавшая его знаменитым. Во-вторых, то архитектурное и градостроительное наследие, без которого нынешний Советск превратился бы в убогое безликое гетто. Наконец, его принадлежность к европейской цивилизации со всеми её ценностями. Как бы нам ни старались навязать тезис об особом пути развития Российского государства, разум и действительность подсказывают, что мы, особенно те, кто живет на этой земле, часть европейского мира. Уважение к личности человека, его правам и свободам, подчинение государства интересам общества, активное воздействие горожан на муниципальное управление, развитие частной инициативы – лишь малая толика тех базисных принципов, на которых покоится его благополучие. Возвращение «Тильзита» помогло бы нам со временем избавиться от ощущения ущербности, идущего из советского прошлого, и настойчиво воцарившегося в настоящем, и перейти к восприятию нашего города как чего-то уникального, европейского, всемирно известного.

Удачный пример такой метаморфозы – Санкт-Петербург. Сбросив с себя имя одиозного большевицкого вождя, город приобрёл новый образ, стал популярным местом паломничества для иностранных и внутренних туристов. «Как корабль назовешь, так он и поплывёт» — гласит народная мудрость, но многие видят в ней скорее красивые слова, нежели жёсткую реальность. Однако коммерческий успех многих компаний со звучными, простыми и легко запоминающимися названиями, подтверждает эту истину. Огромное значение придаётся давности существования бренда; даже если у фирмы меняется владелец, новый стремится сохранить старое имя: чем оно древнее, тем выглядит солиднее. Брендинг городов в Европе – создание туристической привлекательности, коммерческое продвижение, реклама – давно стал одним из главных направлений в развитии муниципалитетов. Постепенно это приходит и к нам. Но сложно представить себе что-то под брендом «Советск». Ему нечего предъявить миру. Негативные ассоциации с совковой эпохой отпугивают от посещения города потенциальных российских туристов, а иностранные просто не знают о его существовании, зато живо откликаются, когда слышат слово «Тильзит».

Возвращаясь от рассуждений к реальности, необходимо признать, что шансы на переименование Советска в Тильзит в современной России, крайне низки. Недавнее голосование в социальной сети в Интернете показало удивительный результат — большинство молодой аудитории отдаёт предпочтение именно советскому названию. Все аргументы в его защиту сводятся к эмоциональному: «За это наши деды воевали!». Это неудивительно в атмосфере нагнетания в стране милитаристской истерии, господства исторической неграмотности, создания культа победы, формирования негативного образа Запада.
Скажу более, переименование в нынешних условиях, в которых существует город, при администрации, которая планомерно уничтожает немецкое архитектурное наследие и насаждает безвкусицу в городском оформлении, было бы кощунством по отношению к благородному названию «Тильзит». Остается только ждать и надеяться, что когда-нибудь здравый смысл в России восторжествует, а в муниципальном руководстве и местном социуме воцарится мнение просвещенных, предприимчивых, настроенных на будущее людей, которые увидят в возвращении исторического имени города отправной пункт для его возрождения.

  • 0
  • 02 октября 2016, 09:43
  • Soneks

Комментарии (0) Вконтакте (6) facebook (0)

 

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.


Блоги, Блог им. Soneks, Почему я за Тильзит