16 Октябрь 2018, 05:48:34

Новости:

Автор Тема: Российская готическая литература  (Прочитано 32647 раз)

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Российская готическая литература
« : 26 Февраль 2017, 20:31:08 »
Мифологические представления восточных славян о мире с незапамятных времен содержали элементы ужасного, страшного, непознанного, угрожающего человеку: леса населяли лешие, в реках и озерах обитали русалки и водяные, в болотах - кикиморы, в домах царствовали домовые. Злобные существа вроде бабы Яги, Кащея Бессмертного, Змея Горыныча постоянно противостояли положительным героям русских сказок. С развитием письменности эти и другие фантастические образы перекочевали в литературные произведения.

Самым ранней такой работой является "Повесть о Дракуле" XV века.  Автор повести — предположительно Фёдор Курицын, дипломат на службе у московского князя Ивана III, один из образованнейших людей своего времени. Повесть посвящена реально существовавшему князю Валахии (ныне часть Румынии) Владу III Басарабу Дракуле, получившему прозвище Цепеш.  Композиционно вся повесть состояла из эпизодов о жестокости Дракулы.
В конце XVIII века в Россию попадают переводы английских и немецких готических произведений. Под влиянием Гёте и Гофмана русские писатели создают собственные повести и рассказы, наполненные мистикой, чудесными превращениями, фольклорными мотивами... Так появляется готическая литература ужаса в России.

В этой теме будут представлены самые значительные готические произведения русских писателей, повлиявшие на становление жанра литературы ужасов в России.
Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #1 : 04 Март 2017, 22:25:37 »
1) Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).

Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа» и т.д.

Также известен как пионер жанра готической литературы в России.
 "Остров Борнгольм" (1794 г.) - наш ответ переводным романам ужасов из Англии, Франции и Германии, активно проникавшим в Россию в конце XVIII века. 

Подобно романам Радклиф, «Остров Борнгольм» начинается тайной. Таинственная сцена встречи с гревзендским незнакомцем, поющим песню, полную неясных намеков, составляет как бы первую композиционную вершину повести. Вторая вершина — описание женщины в темнице. Между ними — сюжетный эллипсис, заполнить который предоставлено воображению читателя. Предысторию героев он может восстановить лишь отчасти, сопоставляя отрывочные сведения и догадываясь об остальном. Такое построение рассказа зарождается в романе тайн и ужасов и ведет прямо к байронической поэме".

Источник: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/vacuro-goticheskij-roman/karamzin-ostrov-borngolm-sierra-morena.htm

"Сиерра-Морена" (1793-1795) - в этом рассказе «восставший из мертвых» Алонзо застает Эльвиру с другим. Насмешка судьбы состоит в том, что девушка очень долго ждала своего возлюбленного, и когда она совсем потеряла надежду и смирилась со своей судьбой, дав согласие выйти замуж за другой, возращается ее возлюбенный. «Вероломная! — сказал он Эльвире. — Ты клялась быть вечно моею и забыла свою клятву! Я клялся любить тебя до гроба: умираю... и люблю!..» Уже кровь лилась из его сердца, он вонзил кинжал в грудь свою и пал мертвый на помост храма».


« Последнее редактирование: 04 Март 2017, 22:27:38 от Боев М. В. »
Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #2 : 04 Март 2017, 22:41:27 »
2) Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии,сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад, и эпических произведений, переводчик, критик.

К жанру готической литературы относятся его баллады, в частности "Людмила" и "Светлана", которые являются переложением баллады Бюргера "Ленора", в основе сюжета лежит история о краже женихом-мертвецом невесты. Перевел готические баллады Гёте "Лесной царь" и Шиллера "Кассандра".

"Марьина роща" - В рассказе В. Жуковского «Марьина роща» (1809), написанном в стиле старинного предания, автор рассказывает о любви красной девицы Марьи к певцу Усладу. События происходили на берегах Москва-реки, где неподалеку стоял терем грозного воеводы Рогдая. И вот Услад пообещал Марье сыграть свадьбу через шесть полных лун, когда той исполнится шестнадцать, а он сам завершит дело, связанное с обязательством перед его наставником и благодетелем Старым Пересветом. Во время их недолгой разлуки увидал Марью случайно богатырь Рогдай. Долго обхаживал он девушку, прельщая ее богатством и высшим светом в стольном граде Киеве. Не устояла Марья, вверила судьбу свою Рогдаю, т. к. думала, что пропал ее суженый. Когда же вернулся Услад и узнал о судьбе своей любимой, ушел в неведомые дали. Но через год, влекомый страшной тоскою, вернулся он обратно в родные края, чтобы умереть от тоски на том самом месте, где впервые познакомился с Марией. Ольга, лучшая подруга его любимой, встретив славного Услада, рассказала ему о том, что произошло после его ухода. Марья не смогла перебороть свою любовь к парню и всячески под разными предлогами оттягивала переезд Рогдая в Киев, а когда однажды в беспамятстве назвала его Усладом и призналась в своей любви, гнев богатыря был неистов. Он схватил девушку и отнес ее в свой терем. После этого никто и никогда более не видел ни Рогдая ни Марии, а терем тот постигло Божие проклятие. К нему селяне даже подойти боялись, а внутри него пусто и тихо, как в могиле. И вот ночью Услад решился сам войти в таинственный терем Рогдая, в полночь явился к нему призрак его любимой Марии и повел его через дремучий лес к берегам Яузы, притоку Москва-реки, где в низенькой хижине смиренный отшельник Аркадий рассказал Усладу о последних минутах его любви. Старец сам видел, как жестокий Рогдай невдалеке от этого места зарубил Марию. Она испустила дух на руках старца с именем Услада на губах. Услад поселился в обители Аркадия, на могиле Марии, где вскоре была воздвигнута часовня, а спустя много лет пришла последняя минута и для самого Услада. Прошли годы, исчезла и хижина отшельника, и скромная часовня, и камень на могиле Марии — все исчезло, но место это с тех пор зовется "Марьина роща".




Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #3 : 06 Март 2017, 22:23:28 »
3) Дурова Надежда Андреевна (1783-1866)

Русская кавалеристка, офицер Русской Императорской армии, участница Отечественной войны 1812 года. Известна своей литературной деятельностью.

Рассказ "Серный ключ" - 1839,  это небольшое повествовательное художественное произведение про одно событие из жизни диких племен черемисов, проживающих в дремучих лесах России в XVIII веке, в котором изображается их мистический быт и верования. В основе лежит трагическая история любви двух героев: молодой черемиски Зеилы и пастуха Дукмора, где материалом для перипетий выступают роковые поступки и действия персонажей.На протяжении повествования мы обнаруживаем в произведении и фантастические черты повести, связанные с религиозными верованиями марийского народа, который верил в потусторонние силы, главным представителем которых был Керемет.

Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #4 : 12 Март 2017, 20:44:46 »
4) Вельтман Александр Фомич (1800 - 1870)

Российский картограф, лингвист, археолог, поэт и писатель. Участник Русско-турецкой войны 1828—1829 годов, подполковник.

Александр Вельтман является одним из основоположников фантастического жанра в России, к профильным произведениям сайта могут быть отнесены:
Исторические романы «Кощей бессмертный, былина старого времени» (1833) и «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), действие которых развивается в Древней Руси.
Традициям исторического романа автор противопоставляет повествование, основанное на темах народных сказаний, поверий, легенд, летописей. В данных романах наряду с историческими персонажами главную роль играют Кощей, Нелёгкий, русалки и прочая нечисть.
В романе «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836) Вельтман создал первое в России научно-фантастическое произведение оригинального жанра. Он впервые применил столь распространенный впоследствии прием «путешествия во времени», использованный потом Г. Уэллсом и многими беллетристами XX в. Рассказчик на гиппогрифе отправляется в древний мир. Он хочет выяснить, насколько люди античности отличались по характеру, поведению, образу жизни от его современников, что делало их великими полководцами, вершителями судеб народов. Ведь Калимерос — буквальный греческий перевод фамилии Бонапарт. И путешественник во времени хочет изучить ход истории. Для этого он перемещается в лагерь царя Филиппа, отца Александра Македонского.

В 1833 г. выходят из печати три томика «Рукописи Мартына Задека» — под названием «MMMCDXLVIII год». Это роман-утопия, повествующий о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. Из предисловия читатель узнавал, что писатель якобы нашел книгу, в которой рассказывается о государстве Босфорания, расположенном на Балканском полуострове. Страной правит справедливый Иоанн, отдающий все силы и время заботе о благе народном. Законодательным органом является Верховный Совет. Его указы направлены на развитие просвещения, науки, культуры. Рисуются картины социального и технического прогресса: народные гуляния и собрания, яркое освещение зданий и приборы-автоматы, экспедиции к Южному полюсу.

Также к фантастике могут быть отнесены два наиболее популярных рассказа автора: «Не дом, а игрушечка!» (1850), где рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди (П. В. Нащокин и А. С. Пушкин), а также «Иоланда» (1837), который по сути представляет собой мистический детектив и ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чём-то роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По.

Отметим ещё роман «Сердце и думка» (в котором присутствуют представители фантастического мира — Ведьма, Нелёгкий) и драму «Волшебная ночь» (на основе «Сна в летнюю ночь» Шекспира).

© По материалам литературоведческих работ Юрия Акутина




Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #5 : 12 Март 2017, 21:04:42 »
5) Киреевский Иван Васильевич (1806-1856)

Русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.

«Опал» - 1830 год, речь в сказке идет о древнем царе сирийском Нуреддине, который в шестнадцать лет взошел на престол и начал свое победоносное шествие по странам. Его отваге, удаче, и всемирной славе, мог бы позавидовать и Александр Македонский. Но однажды вызов ему бросил китайский царь. Нуреддин уже готовился к новой войне, когда некий странник преподнес сирийскому правителю перстень с опалом необычной красоты, посмотрев в который, Нуреддин перенесся в иной мир на другую планету, где «текли молочные реки с кисельными берегами», и где обитала красавица красоты неземной. И забросил с того времени и войско свое, и страну свою, полностью отдав себя перстню с опалом. С тех пор царство Нуреддина очень ослабло и было захвачено китайским царем Оригеллом. Но оставил чужеземный правитель жизнь Нуреддину, которому, впрочем, было все равно, т.к. «обман все прекрасное, и чем прекраснее, тем обманчивее; ибо лучшее, что есть в мире, это – мечта».

Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #6 : 18 Март 2017, 23:13:27 »
6) Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868)

Русский прозаик, поэт, переводчик и драматург первой половины XIX века, автор текстов популярных романсов.

«Антонио» -  новелла была впервые напечатана в альманахе «Утренняя заря» в 1840 году. Этот рассказ выражает типичное представление о романтическом гении. Автор использует идеи немецкой философии о порядке и хаосе в природе художественного творчества. В центре повествования - творец, одержимый страстями и вдохновением. В одной стороны в его характере - необузданность, динамизм, с другой – ограничение и величие.


Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #7 : 19 Март 2017, 00:05:32 »
7) Евстафий Бернет (настоящее имя Алексей Кириллович Жуковский - 1810-1864)

Русский поэт.

"Черный гость" - 1850.

Загадочная история приключилась с Иваном Ивановичем Росниковым. Однажды ночью к нему в квартиру заявился неизвестный в маске и уговорил поехать на бал-маскарад. О том, что произойдет на балу и в какой пикантной ситуации неожиданно окажется Иван Иванович, он и представить себе не мог.


Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #8 : 19 Март 2017, 00:20:30 »
8 )  Антоний Погорельский (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский - 1787- 1836)

Русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.

«Двойник, или Мои вечера в Малороссии»  — сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан, прежде всего, с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа.

Вечер первый
Вечер второй (Изидор и Анюта)
Вечер третий (Пагубные последствия необузданного воображения)
Вечер пятый (Лафертовская маковница)
Двойник, или Мои вечера в Малороссии (Рис. Н. А. Груздев)
Сборник Антония Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) состоит из четырех повестей, которые разделены на несколько вечеров, в прошествии которых помещик и его Двойник рассказывают друг другу какую-либо историю или целую серию небольших сюжетов фантастического содержания.
http://archivsf.narod.ru/1787/antony_pogorelsky/story_01.htm

«Чёрная курица, или Подземные жители» - 1829

Мальчик Алёша благодаря своему умению дружить спасает курицу от ножа поварихи, что в итоге оборачивается для него путешествием в новый волшебный мир...


Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #9 : 19 Март 2017, 16:54:58 »
9) Мельгунов Николай Александрович

Русский писатель, публицист, переводчик и музыкальный критик.

"Рассказы о былом и небывалом" (М., 1834).

В первой части сборника, наряду с "Кто же он?", были помещены фантастические по завязке и реальные по развязке повести "Зимний вечер" и "Пророческий сон", а также психологическая - "Любовь- воспитатель". Вторую часть целиком составила повесть "Да или нет?". В научной литературе уже отмечена бесспорная близость повести Мельгунова и знаменитого романа английского писателя Ч.Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец" (По предположению М.П. Алексеева, именно Мельгунов был автором первого перевода романа на русский язык). Эта связь ощущается и в образе таинственного Вашиадана, и в истории Вашиадана и Глафиры Линдиной, напоминающей историю Иммали- Исидоры в "Мельмоте". Можно высказать догадку, что и само заглавие мельгуновской повести было подсказано произведением английского автора: в эпизоде свадьбы доньи Инее (Мельмот- Скиталец. Ки. 1. Гл. 3) гости, пораженные странным поведением, демоническим взглядом Мельмота, в смятении повторяют: "Кто же он? Кто?

Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #10 : 19 Март 2017, 17:01:02 »
10) Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844)

Русский поэт, переводчик. Одна из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы.

Перстень" - единственное завершенное произведение Е.А.Баратынского в жанре художественной прозы. Это напоенная поэтическими мотивами романтическая и в то же время трагическая история. Пронзительное повествование о страдающей душе не оставит слушателей безучастными.

Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #11 : 19 Март 2017, 17:10:09 »
11)  Соловьев Всеволод Сергеевич (1849-1903)

Русский романист, старший сын историка С. М. Соловьёва, старший брат философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853—1900).

"Волхвы", "Великий Розенкрейцер" - Россия блистательной эпохи Екатерины II. Граф Калиостро, тайные ордена масонов и розенкрейцеров внедряют опасные мистические учения в умы высшего русского общества, что грозит утерей истинной веры и духовной гибелью. Потому что волхвы – это люди, владеющие тайными знаниями, достигнутыми без Божьей помощи, а значит их знания могут завести человечество в преисподнюю.

Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #12 : 25 Март 2017, 22:53:23 »
12)  Панаев Владимир Иванович (1792-1859)

Русский поэт и чиновник, тайный советник, статс-секретарь, автор прозы и похвальных слов Александру I (1816), князю Кутузову-Смоленскому (1823) и Г. Р. Державину (1817).

"Приключение в маскараде" - Об истинном происшествии, случившимся на Святках, в публичном маскараде, с одной красивой молодой вдовой, рассказывает Казаков.


Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #13 : 25 Март 2017, 23:13:32 »
13) Булгарин Фаддей Венедиктович (1789-1859)

Урождённый Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин, польск. Jan Tadeusz Krzysztof Bułharyn.
Русский писатель, журналист, критик и издатель польского происхождения.

"Кабалистик" - Молодые люди попадают в усадьбу к странному барону. И дом полная чаша, и жена-красавица, и детки прелестны – живи и радуйся, а барон мрачнее тучи.

Булгарина можно назвать и одним из родоначальников фантастической литературы в России. Еще в возрасте 30 лет он опубликовал произведения в жанрах утопии ("Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в двадцать девятом веке", 1824) и антиутопии ("Невероятные небылицы, или Путешествие к средоточию земли", 1825). "Правдоподобные небылицы", ко всему прочему, стали еще и первым в русской литературе путешествием во времени. В фантастических произведениях Булгарина исследователи находят и научно-технические предвидения (подводные фермы как источник продовольствия), примеры экологических предупреждений и обсуждение научных гипотез (теория "полой" Земли).

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/1501/ (Наука и жизнь, ФАДДЕЙ БУЛГАРИН - "БЕДНЫЙ ЙОРИК" РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ)

« Последнее редактирование: 25 Март 2017, 23:18:53 от Боев М. В. »
Записан

Боев М. В.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: Российская готическая литература
« Ответ #14 : 26 Март 2017, 14:20:39 »
14) Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852)

Русский писатель и драматург, директор московских театров и московской оружейной палаты. Действительный статский советник в звании камергера.

Прославился в начале 1830-х гг. как автор первых в России исторических романов. Один из популярнейших писателей своего времени, Загоскин при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта», которая со временем увяла.

"Вечер на Хопре" - Форма, в которой преподносится эта повесть, - несколько небольших рассказов, которыми делятся друг с другом гости одного загадочного поместья, волею судеб, оказавшиеся под одной крышей в ненастную погоду. Рассказчики решают развлечь себя щекочущими нервы историями. И, действительно, "Вечер на Хопре" - это несколько хороших мистических рассказов, таинственных и в меру страшных. Книга в лучших традициях гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки".
ПАН ТВАРДОВСКИЙ
БЕЛОЕ ПРИВИДЕНИЕ
НЕЖДАННЫЕ ГОСТИ
КОНЦЕРТ БЕСОВ
ДВЕ НЕВЕСТКИ
НОЧНОЙ ПОЕЗД



Записан